Разбор полетов. Toyota 4Runner.

Toyota 4Runner Большинство Toyota 4Runner появились в СНГ еще в начале 90-х. И каждому автомобилю здесь досталась нелегкая судьба – от “боевой машины” криминальных “авторитетов” до “рабочей лошадки” в строительных компаниях. Каково же нынешнее самочувствие первопроходцев разросшегося в последнее время сектора “офф-роад”?

Toyota 4Runner был необычным для своего времени автомобилем. Разработанный на базе грузового пикапа HiLux, 5-дверный универсал, о котором сегодня пойдет речь, получился комфортабельнее многих “чистокровных” внедорожников. В этом заслуга разработчиков, постаравшихся в одном автомобиле соединить качества легковой машины и “офф-роад”. Низкая посадка на сиденьях, богато укомплектованный интерьер, нехарактерная для внедорожников “острая” управляемость на дорогах с твердым покрытием понравились тем, кто искал универсальное транспортное средство. Особое преимущество машины, доставшееся ей в “наследство” от грузового пикапа, – внушительный объем багажного отделения (1200/2100 л). Причем доступ к багажному отсеку имеет необычную особенность. Стекло задней двери оснащено электроприводом и может опускаться. Из-за того, что пятая дверь постоянно находится в “зоне обстрела” грязью и снежно-солевой смесью, электропривод со временем выходит из строя.

Большинство машин на постсоветском рынке укомплектовано довольно богато (кондиционер, полный электропакет). Не редкость и кожаный салон, который в качестве опции предлагали с 1992 года.

Несмотря на довольно большой срок эксплуатации этих автомобилей, коррозия для них не характерна. Исключение составляют разве что арки задних колес. Так что наличие пластиковых расширителей арок не стоит воспринимать как эстетическое преимущество данной модели. Зачастую под элементами внешней отделки скрываются довольно серьезные очаги ржавчины. Так что если продавец хвастается недавним “тюнингом”, стоит отнестись к подобному усовершенствованию с осторожностью. Впрочем, наличие в конструкции мощной лонжеронной рамы должно убедить потенциального владельца, что кузов прослужит долго.

Перегрев – враг кошелька

Toyota 4Runner Toyota 4Runner комплектовался довольно широкой гаммой двигателей. Базовым выступал бензиновый 2,4-литровый (22R-E) агрегат (встречается, в основном, на модификациях, предназначенных для американского рынка). Для более состоятельных покупателей предлагали 3,0-литровый V6, расходующий в среднем от 11 до 15 литров бензина. Не обошли вниманием и ценителей экономии и высокого крутящего момента. Изначально внедорожник комплектовали 2,4-литровым турбодизелем (2L-T). В 1992 году 4Runner оснастили 3,0-литровым турбодизелем (1KZ-T). Но все же на нашем рынке более распространены бензиновые модификации.

2,4-бензиновый мотор довольно живуч, и проблемы с ним относятся к разряду исключений. Многих порадует то, что в механизме привода ГРМ используется долговечная цепь. А вот 3,0-литровый двигатель гораздо капризнее. Точнее, он очень боится перегрева. Возможные последствия оного: от замены прокладок головки блока до капитального ремонта. Так что регулярный контроль техсостояния системы охлаждения – обязательная профилактическая мера, которая сохранит и время, и деньги. Теснота под капотом также усложняет проведение ремонта и обслуживание двигателя.

Турбодизели 4Runner не должны давать поводов для нареканий. Но перегрев нежелателен и для них. Опасность заключается не в банальном прогорании прокладки (к примеру, на 2,4-литровом моторе она вообще металлическая), а в появлении трещин в головке блока цилиндров. В таком случае может понадобиться покупка новой запчасти.

Зачастую на продажу выставляются внедорожники именно с такими проблемами. А трещины и другие дефекты “заботливые” владельцы временно маскируют с помощью всевозможной автохимии. Так что необходима тщательная диагностика силового агрегата при покупке как бензинового, так и турбодизельного 4Runner.

Без муфт проще. И дешевле.

Toyota 4Runner Создатели 4Runner решили отказаться от традиционных для многих внедорожников ступичных муфт подключения переднего привода, которые постоянно подвергаются воздействию агрессивных сред и часто выходят из строя. В 4Runner принцип подключения переднего привода иной. Система A.D.D. (automatic differential disconnect) “связывает” непосредственно полуоси, а не колеса. Решение довольно простое, но оно избавляет от многих хлопот в будущем. Трансмиссия имеет также пониженный ряд передач. Единственное, что может случиться – обрыв провода подключения датчика на “раздатке”, который отвечает за подключение переднего привода.

Для 4Runner использовали только одну схему трансмиссии – Part Time 4WD, в которой отсутствует межосевой дифференциал. Соответственно, езда на полном приводе возможна лишь по бездорожью.

Большинство 4Runner оснащались задними самоблокирующимися дифференциалами повышенного трения. Опция, безусловно, очень полезная на бездорожье. Но этот узел требует применения специального масла (которое меняют каждые 40 тысяч км пробега). Игнорирование этой процедуры чревато выходом из строя узла стоимостью не менее $1000. Чтобы не “нарваться” на экземпляр, в котором самоблокирующийся дифференциал не работает, нужно проверить работоспособность этого узла.

Остальные элементы трансмиссии также требуют постоянной заботы. Так, крестовины карданного вала будут служить “верой и правдой” только в случае регулярного шприцевания через каждые 10 тысяч км пробега.

Автомобили комплектовались 5-ступенчатыми механическими и 4-ступенчатыми автоматическими КПП. При выборе предпочтение стоит отдать “механике”. Большинство 4Runner использовались по прямому назначению, и во время агрессивных внедорожных “покатушек” автоматическая коробка передач подвергалась довольно серьезным нагрузкам, которые “здоровья” ей однозначно не прибавляли. К тому же, этот агрегат довольно требователен к обслуживанию (замена масла необходима каждые 30 тысяч км пробега). К механической КПП у специалистов замечаний практически нет.

Как помажешь, так и поедешь.

Салон Toyota 4Runner Подвеска 4Runner задумана как компромисс между управляемостью легкового автомобиля и выносливостью армейского внедорожника. Подобное совмещение требовало особого конструкторского подхода. В результате спереди установили независимую подвеску на торсионах. А вот сзади находится классический неразрезной мост на более выносливых, нежели пружины, рессорах. Несмотря на живучесть большинства деталей подвески, есть в ней и откровенно слабые места. В первую очередь страдают шаровые опоры. Причиной зачастую становится невнимание к ним самих автолюбителей. Дело в том, что опоры нужно регулярно смазывать с помощью солидолонагнетателя (специального шприца). Многие владельцы об этом даже не догадываются, так как вместо масленки в опору вкручен болт. В результате узел вместо положенных 30 – 40 тысяч км пробега служит 5 – 10 тысяч. Каждые 20 тысяч км необходимо смазывать и регулировать подшипники ступиц.

К рулевому механизму, оснащенному гидроусилителем, и тормозной системе замечаний у специалистов нет. Единственная проблема – коррозия трубок тормозной системы на автомобилях первых годов выпуска.

Оцените свои возможности

Toyota 4Runner – неплохой компромисс между серьезным “проходимцем” и “паркетником”. Благодаря высокой практичности его можно порекомендовать в качестве семейного автомобиля. При одном “но”. Среднемесячный доход такого семейства должен быть довольно высоким. Иначе автомобиль из верного помощника превращается в серьезную обузу. К тому же присматриваться желательно к экземплярам, выпущенным после 1992 года, так как найти среди более взрослых “раннеров” машину в хорошем техническом состоянии гораздо сложнее. И при покупке не следует скупиться на проверку автомобиля на угон, так как очень многие 4Runner меняли своих владельцев не совсем легальным путем.

Личный опыт. Андрей, 38 лет.

Эксплуатирует автомобиль 3 года, Toyota 4Runner 3,0 (142 л. с.), пробег 260 тыс. км, возраст – 13 лет.

Продаю эту машину, чтобы пересесть на более “свежий” Prado. Хотя жалко расставаться с “раннером”. В моей практике это автомобиль, который доставлял меньше всего хлопот. Все-таки качество Toyota – не пустой звук. За три года единственной серьезной проблемой была замена сцепления. Хотя, с учетом моей темпераментной езды, я ждал, что оно “умрет” гораздо раньше. Ну, может, еще несколько расстраивал расход топлива в городских условиях – более 15 литров. Зато на охоте друзья только присвистывали, глядя, что вытворяет этот автомобиль. По крайней мере, там, где проходил Nissan Patrol, без затруднений пробирался и 4Runner.

Личный опыт. Валерий, 40 лет.

Эксплуатирует автомобиль полгода, Toyota 4Runner 3,0 л (142 л. с.), пробег 230 тысяч км, возраст – 14 лет.

Исходя из моего “внедорожного” опыта, могу сказать, что этот автомобиль – один из наиболее удачных компромиссных вариантов “офф-роад”. С одной стороны, на бездорожье он показывает довольно высокий класс, но и на дорогах с твердым покрытием демонстрирует вполне “легковую” управляемость и динамику. Он, конечно, не такой “монстр”, как Toyota Land Cruiser 80 или Nissan Patrol, но и не имеет ничего общего с хлипкими “паркетниками”. Рядом с ним я бы поставил, скорее, Mitsubishi Pajero. Но отмечу, что “поджарый” несколько хуже переносит издевательства хозяина. Правда, комфорта в нем побольше.

Достоинства Toyota 4Runner

  • высокие внедорожные возможности;
  • “легковое” поведение на дорогах общего пользования;
  • рамная конструкция кузова.

Недостатки Toyota 4Runner

  • коррозия задних колесных арок;
  • склонность 3,0-литрового бензинового мотора к перегреву;
  • выход из строя электропривода задней двери.

История Toyota 4Runner

  • 1989. Появление второго поколения Toyota 4Runner.
  • 1992. Легкий рестайлинг модели. Изменены светооптика, решетка радиатора, передний и задний бамперы. Небольшие изменения в салоне. В качестве опции начали предлагать кожаную обивку.
  • 1994. Значительно повышен уровень безопасности внедорожника. В боковины кузова интегрированы стальные балки, версии с 6-цилиндровыми моторами серийно оснащаются ABS.
  • 1995. Выпуск 4Runner второго поколения прекращен.

До и после

Первое поколение Toyota 4Runner представляло собой фактически пикап, оборудованный пластиковым верхом над грузовым отсеком, превратившим его в закрытый универсал.

Третья генерация 4Runner появилась в 1996 году. Модель на европейский рынок не поставлялась. Ее место занял Toyota Land Cruiser Prado.

Очередное, четвертое поколение предназначено для американского рынка. Как и раньше, предлагаются на выбор полно- и заднеприводные модификации. Линейка силовых агрегатов состоит из двух бензиновых двигателей V6 объемом 3,4 л (186 л. с.) и V8 4,7 л (243 л. с.).

Краткие технические характеристики Toyota 4Runner

Тип кузова Универсал
Дверей/мест 5/5
Габариты, мм 4490х1790х1770
Колесная база, мм 2625
Клиренс, мм 210
Снаряженная масса, кг 1848
Полная масса, кг 2430
Объем багажника, л 1200/2100
Объем бака, л 71
Тип привода задний, подключаемый полный
КПП 5-ст.механика/4-ст.автомат
Подвеска передняя/задняя независимая/зависимая
Тормоза передние/задние дисковые/барабанные
Шины 265/70 R15
Двигатели бензиновые 4-цилиндровые: 2,4 л (116 л. с.)
Двигатели бензиновые 6-цилиндровые: 3,0 л (142 л. с.)
Двигатели дизельные 4-цилиндровые: 2,4 л (92 л. с.), 3,0 л (136 л. с.)

Источник: Журнал “Автоцентр”

This entry was posted in Автомобили TOYOTA and tagged .