WRC: Toyota Corolla

Toyota Corolla В конце 99-го раллийный мир потрясла одна печальная новость – Toyota Team Europe, одна из самых лучих команд последнего десятилетия 20-го века, останавливает свою раллийную программу. Последней моделью команды на тот момент была Toyota Corolla, которая должна была уйти из чемпионата достойно, и она это сделала, выиграв чемпионат в Командном зачёте, усилиями Дидье Ориоля и Карлоса Сайнса!

Перед Toyota Corolla в чемпионате участвовали Toyota Celica, и Уве Андерсон, шеф команды, не скрывал своего удовольствия когда началась разработка новой машины, так как мечтал о том чтобы Toyota представляла именно модель Corolla аж с 1972 года. Но долгое время японский автогигант из чисто рекламных соображений настаивал, чтобы раллийной машиной компании была псевдоспортивная Toyota Celica. Но регламент WRC позволил создать конкурентоспособную машину на базе любого семейства, в Японии остановили свой выбор на Toyota Corolla в 18 миллионах экземплярах разошедшуюся по всему свету.

Дебют новой Toyota Corolla пришёлся на август 97-го, а началом работы над проектом можно считать февраль 96-го, когда спецы команды принялись за анализ нового регламента (WRC). Едва ли не впервые в мире раллийный автомобиль создавался параллельно с серийным. Первые прототипы появились в конце 96-го, а в мае 97-го появилась способная самостоятельно передвигаться модель, причём передвигаться намного быстрее Toyota Celica. “Было бы странно, если бы подобного не случилось – говорит Андерссон – ведь с Toyota Celica было столько проблем”. К ним он относит такие на первый взгляд мелочи, как оригинальной формы ветровое стекло, создававшее пилоту огромные сложности при управлении ночью, а тем более в плохую погоду. Этот и другие “врождённые” недостатки Toyota Celica были устранены на новом автомобиле.

Toyota Corolla На первый взгляд Toyota Corolla производит впечатление намного меньшего, чем Toyota Celica автомобиля. На самом деле разница не столь велика: база дебютантки – 2465 мм – всего на 35 мм меньше. Новая форма кузова позволила улучшить обзорность. При меньшей базе колёсные арки заметно раздались – ради обеспечения большего хода подвески – 200мм, против 185 у Toyota Celica. На основе опыта старой машины и наблюдения за выступлениями Subaru WRX инженеры пришли к выводу, что широкий автомобиль скорее недостаток, чем достоинство, поэтому колея Toyota Corolla уменьшилась. В случае необходимости её можно растянуть на 10мм. Что очень важно, инженерам удалось улучшить развесовку машины, приблизив её к идеальным 50/50. Не следует забывать, что машина получилась необычайно лёгкой, так что балласт в задней части машины также улучшает развесовку.

Toyota Corolla Но всё-таки новизна кузова просто меркнет по сравнению с трансмиссией Toyota Corolla. В салоне два рычага переключения передач. Основное управление производится рычагом коробки с последовательным переключением, который инженеры команды назвали джойстиком. Эта “игрушка” весьма удобна: во-первых пилоту не приходится отвлекаться на педаль сцепления – она необходима лишь для того, чтоб тронуться с места; во-вторых переключение происходит по сути мгновонно. Второй же рычаг используется в особых случаях, при отказе основного переключателя.

Toyota Corolla Мотор Toyota Corolla изначально унаследовала от Toyota Celica. Но перед тем как установить его в подкапотное пространство впуск и выпуск установили в соответствии с правилами WRC. Рабочий диапазон стал после этого составлять от 3500 до 7000 об/мин, в то время как раньше мотор после 6000 “умирал”.

Электрооборудованием заведует единая система контроля, внимательно следящая за напряжением в сети. Например, если для запуска мотора не достаточна сила тока, умная электроника отключает второстепенные системы. Подвеска спереди и сзади “Мак-Ферсон”. Амортизаторы от фирмы “Олинз”. Колёса и тормоза не изменились по сравнению с Toyota Celica, на грунте – 15-ти дюймовые диски, на асфальте — 18-ти дюймовые. Toyota Celica всегда считалась автомобилем с недостаточной поворачиваемостью, Toyota Corolla можно настроить и на избыточную поворачиваемость.

Самое интересное что при создании машины не возникало никаких проблем, что вызывало плохое предчусвтвие у конструкторов. Оказалась ли новая Toyota быстрее соперников?

Дебют пришёлся на ралли “1000 Озёр”-97 в Финляндии. Этот и оставшиеся этапы носили тестовый характер перед 98-м годом. Но на первом же своём ралли Toyota Corolla захватила лидерство под управлением Маркуса Гронхольма – временного пилота, тогда ещё не прославившегося на весь мир. Эту гонку он не закончил из-за неполадок в системе питания, а Ориоль закончил гонку 8-м с двумя серьёзными неисправностями, но несмотря на это прыть дебютантки была налицо. В следующей гонке в Индонезии экипажи Ориоля и Нила Бейста подвело электрооборудование.

Toyota Corolla

На асфальте Сан-Ремо машина под управлением Фредди Лойкса опять показала свою прыть, лидировав в первый день, а вот у машины Ориоля отказал джойстик. Потом начались поблемы с трансмиссией и у Лойкса.

В Австралии Ориоль привёл-таки Toyota Corolla к первому пьедесталу, заняв третье место, но пройдя опять же через проблемы с трансмиссией. В итоге опасения иженеров оправдались, Toyota Corolla не отличалась надёжностью на этапах 97-го года, но зато быстрота машины была налицо, и учитывая это обстоятельство и то, что эти этапы были лишь доводкой машины к сезону-98, стало ясно, что Toyota Corolla это серьёзный конкурент другим командам.

В межсезонье команда, проведя серию тестов в Кении и Франции, устранила ряд недостатков, и Сайнс одержал победу в Монте-Карло – первую для Toyota Corolla.

После этого были вторые места Сайнса в Швеции и Португалии, победный дубль в Каталонии – Ориоль первый, Лойкс второй , победный дубль в Новой Зеландии – Сайнс первый, Ориоль второй. Сайнс смог сражался за титул, хотя команда сначала не думала ,что это возможно. В итоге за 800м до финиша RAC-ралли на пути к титулу сгорел двигатель, и Сайнс занял только второе место.

Сезон-99 складывался ни плохо, но в то же время и не блистательно, команда просто показывала хорошие результаты: 2-е и 3-е места обоих пилотов в Кении и Португалии, и другие результаты в шестёрке позволили команде выйти на первое место в командном зачёте, а победа Ориля в Китае , которая стала последней для Toyota Corolla позволила ему бороться за титул и в личном зачёте.

Toyota Corolla

Добиться удалось лишь победы в командном зачёте – авария в Австралии перечеркнула шансы на успех в личном зачёте. На RAC-ралли – последнем для заводской Toyota Corolla обе машины сошли из-за аварии, но это уже большого значения не имело – Командный титул был добыт, и Toyota уходя заявила о том что она ещё не побеждена, и уходит из мира ралли в ранге лучшей команды ХХ века.

Lonewolf

По материалам сайта www.f-1.ru

This entry was posted in Автомобили TOYOTA and tagged .