Естественный отбор. Toyota Land Cruiser 120, Infiniti FX35, BMW X5, SsangYong Rexton, VW Touareg, Mercedes-Benz M-classe.

“Естественный отбор”. Под таким девизом будут публиковаться материалы, посвященные выбору нового автомобиля. Тесты – это хорошо и важно, но ведь, помимо “драйверских” впечатлений, для потенциального покупателя важны комплектации и оснащение, технические характеристики и конструктивные особенности, преимущества и недостатки.

Этот обзор посвящен внедорожникам, а также автомобилям класса SUV, которые многие путают с настоящими “проходимцами”. Но сравнивать их мы не будем, а проиллюстрируем то, как очень похожие внешне автомобили могут быть абсолютно разными по своим потребительским характеристикам. Их шесть, и они совершенно разные.

Toyota Land Cruiser 120, Infiniti FX35, BMW X5, SsangYong Rexton, VW Touareg, Mercedes-Benz M-classe – как видите, подбор автомобилей для обзора проводился намеренно весьма некорректно. Их объединяет только одно – примерно схожие внешние размеры, что позволяет назвать данные модели одноклассниками. Сюда были включены как “паркетники”, так и универсальные внедорожники с рамной конструкцией, демультипликатором и зависимыми подвесками. То есть автомобили, абсолютно непохожие как внешне, так и конструктивно и предназначенные для разных условий эксплуатации.

Теория

Основное отличие внедорожника от других автомобилей – это привод на все колеса и увеличенный дорожный просвет. Есть еще разные “навороты”: блокировки дифференциалов, пониженный ряд передач и т.д., но начинается все с полного привода и увеличенного клиренса.

У всех шести наших “пациентов” имеется и то и другое. Самый маленький клиренс у BMW X5. Всего 180 мм – маловато, иные легковушки с “адаптированной” подвеской имеют почти столько же. А самый внушительный дорожный просвет в этой компании имеет VW Touareg – 235 мм! Если бы в наш “прицел” попала версия с пневмоподвеской, то результат был бы еще более впечатляющим: в верхнем положении “пневмо” обеспечивает клиренс в 300 мм! После этого достойные показатели Toyota (220 мм), SsangYong (195 мм) и Mercedes-Benz (200 мм) уже не впечатляют. А 195-миллиметровый дорожный просвет у Infiniti вообще не должен вводить вас в заблуждение: этот автомобиль абсолютно не предназначен для бездорожья.

Второй показатель – полный привод. Вот здесь и начинаются существенные отличия. У всех полный привод, но работает он по-разному и для разных целей предназначен.

BMW X5 К примеру, до недавнего рестайлинга BMW X5 имела трансмиссию со “свободным” межосевым дифференциалом, который распределял крутящий момент между осями, отдавая большую его часть передним колесам, а меньшую – задним. Таким образом обеспечивались заднеприводные реакции автомобиля, и в то же время присутствовали все преимущества полного привода. А в случае пробуксовки электроника подавала крутящий момент на то колесо, которое имело наилучшее сцепление с дорогой, что позволяло более-менее уверенно двигаться по заснеженной или размытой дороге.

Теперь же Х5 имеет другую трансмиссию – X-Drive. Вся мощность двигателя передается на задние колеса, а специальная многодисковая муфта, исполняющая обязанности межосевого дифференциала, при необходимости “отбирает” какую-то часть крутящего момента на переднюю ось. Диапазон работы у муфты очень широкий: она может полностью заблокироваться, чтобы обеспечить по 50% крутящего момента на каждой оси, а может полностью разблокироваться, и тогда автомобиль останется заднеприводным. Электроника сама выбирает оптимальный режим, учитывая множество факторов: обороты двигателя, скорость, номер передачи, угол поворота руля и т.д. К примеру, на трассе Х5 – заднеприводный, а на старте муфта автоматически “зажимается”, чтобы задние колеса не буксовали попусту. Кстати, X-Drive оказался талантливее своего предшественника не только на асфальте, но и на бездорожье: блокируемая муфта больше подходит для тяжелых условий, нежели электронные “душилки”. Очень кстати, потому что ни понижающей передачи, ни каких-либо принудительных блокировок дифференциалов у Х5 нет – это дорожный автомобиль.

VW Touareg А вот у VW Touareg 3.2 есть и понижающая передача, и блокировки дифференциалов – центрального межосевого и заднего. Все это “хозяйство” активируется одной поворотной рукояткой, расположенной возле рычага КПП, между передними креслами. Один поворот – включена блокировка, второй – блокировка и понижающий ряд. Задний дифференциал также блокируется принудительно.

В обычном режиме межосевой дифференциал в Touareg является “свободным”: крутящий момент распределяется между передней и задней осями, а в случае пробуксовки в действие вступает электроника, которая при необходимости может перераспределять момент в любую “сторону” – до 100% на одну ось.

Mercedes-Benz M class То же самое может делать электроника и в Mercedes-Benz M-класса. Только здесь дифференциал абсолютно “свободный”: распределением крутящего момента управляет только электроника, и принудительной блокировки в конструкции этого автомобиля не предусмотрено. Зато есть понижающая передача! Включается кнопкой на панели…

Infiniti FX35 У Infiniti FX35 такой функции нет: идеология данного автомобиля вообще не предусматривает такие конструктивные особенности. И полный привод этого “японца” с американской родословной создавался только с целью улучшить динамику разгона и обеспечить управляемость на уровне лучших спортивных авто. Привод – на задние колеса, а передняя ось подключается с помощью многодисковой муфты в случае пробуксовки задних колес. В Infiniti муфта в случае необходимости также может блокироваться полностью, распределяя крутящий момент между осями в соотношении 50/50. Но в нормальных режимах основной привод – на заднюю ось.

Toyota Land Cruiser 120 Toyota Land Cruiser 120 – это антипод Infiniti. Высокий внедорожник с длинноходными подвесками и “профессиональной” трансмиссией вряд ли поразит вас управляемостью, как это могут сделать FX35 или X5. Toyota хороша в другом: на ней действительно можно ездить по бездорожью, не боясь при этом за автомобиль. Привод – постоянный полный, межосевой дифференциал – самоблокирующийся, а при необходимости можно активировать также его принудительную блокировку. Есть понижающий ряд, а также целый набор систем, повышающих ваши шансы удачно проехать по любому бездорожью: система помощи при спуске с горы, система помощи при подъеме на склон, активная противобуксовочная система и т.д.

SsangYong Rexton SsangYong Rexton выпускается с двумя типами трансмиссий. Базовые версии оснащаются трансмиссией part time с принудительным подключением передней оси, а модификация с 3,2-литровым мотором V6 – системой TOD, автоматически подключающей передний привод при пробуксовке задней оси. Кроме этого, нажатием кнопки на панели можно подключить передний мост “жестко”. Но тогда автомобиль на полном приводе рекомендуется использовать лишь на бездорожье или при движении по скользкой дороге. Это же относится и к версии с принудительным подключением переднего моста. Обе модификации имеют демультипликатор, то бишь понижающую передачу, которая также активируется нажатием клавиши на панели.

С трансмиссиями вроде бы разобрались. Теперь на очереди подвески. Чтобы не углубляться в конструкцию каждой модели, мы просто перечислим конструктивные особенности, а затем расскажем, чем хороша та или иная схема.

Итак, BMW X5 имеет полностью независимые подвески всех колес, равно как и Infiniti FX, а также Mercedes-Benz М-класса и VW Touareg. Toyota построена по другой схеме: спереди у нее независимая подвеска, а задняя – зависимая, в виде моста-балки. Точно такая же ситуация и у SsangYong Rexton – “независимость” и “зависимость”.

Что лучше? Ответим хитро: смотря для чего. Для дорог общего пользования лучше независимая подвеска, а для тяжелых условий – зависимая. Зависимая просто незаменима на бездорожье и может выдержать любые испытания, особенно если в качестве упругого элемента применяются рессоры. Тогда схема получается просто неубиваемая: повредить ее можно только преднамеренно. К тому же машина с зависимыми подвесками позволяет проходить сложные участки ходом – в крайнем случае, наскочив на огромную кочку, она просто подпрыгнет и продолжит движение…

Независимая подвеска ведет себя иначе: на той же кочке она не подпрыгнет, а сначала хорошо “притрется” днищем о препятствие. Ведь при резком изменении рельефа независимая подвеска “приседает”, и в этот момент дорожный просвет резко уменьшается, и если словить таким образом немаленький камень, то даже толстая стальная защита не спасет. А с зависимой подвеской об этом даже не думаешь, потому что расстояние от балки-моста до земли всегда остается неизменным. Да и сама балка менее восприимчива к ударам.

На асфальте расклад другой. Зависимая подвеска здесь не котируется: едешь как на 130-м “ЗИЛе”. Трясет, каждая ямка отдает вибрациями на кузов, рулится машина неважно – приходится постоянно подправлять рулем курс. А уже если ехать приходится долго и по разбитым дорогам, то ассоциации с грузовиком будут возникать не раз и не два.

Другое дело независимые подвески. Комфорт как в легковом автомобиле, управляемость тоже заметно лучше. По сути, разница лишь в том, что внедорожник с независимыми подвесками имеет более высокий центр тяжести, и поэтому его больше раскачивает на неровностях. Но с “зависимой” моделью не сравнить – это небо и земля.

Как разумный компромисс выглядит схема, предложенная на моделях Toyota и SsangYong: независимая подвеска спереди и зависимая сзади. Это действительно компромисс: и управляемость достойная, и с надежностью ходовой части дело обстоит неплохо. Но для “специальных” условий, повторимся, лучше выбирать автомобиль с соответствующими конструктивными решениями.

Что еще осталось из теории? Ах да, кузова… Это у легковых автомобилей они различаются по типу: седан, хэтчбек, универсал и т.д. А у внедорожников все проще: они выпускаются только в виде 3- или 5-дверных универсалов, реже – в виде кабриолетов. И поэтому их отличия сводятся к тому, есть рама или же на этой модели кузов несущий. Из шести моделей, представленных в этом обзоре, рама есть у Rexton, 120-го Land Cruiser и, как ни странно это звучит, у Mercedes-Benz M-класса. Да, это единственный в своем роде “паркетник”, который имеет раму в основе конструкции.

Трое оставшихся: Infiniti, BMW и VW – имеют обычные несущие кузова, как у легковушек. И хотя производители всегда говорят об “усиленной конструкции”, настоящей альтернативой раме это назвать нельзя. Впрочем, так ли это нужно?

Выбор

Рама или несущий кузов, зависимые или независимые подвески, постоянный полный привод или подключаемый, механическая блокировка дифференциалов или их электронная имитация – все это, скажу вам прямо, не имеет никакого значения, если вы приобретаете новый престижный внедорожник за свои деньги. Потому что проверить, насколько эффективен тот или иной “наворот” в действии, у вас наверняка не будет возможности. Настоящие способности автомобиля проявляются только в экстремальных режимах, неважно, на дороге или на бездорожье.

Пойдем по порядку… Зачем вам рамный автомобиль, если вы не собираетесь постоянно делать диагональное вывешивание и ездить по болотам? На асфальте с рамой вы будете чувствовать только лишний вес и раздражающую валкость автомобиля в поворотах. Зато с несущим кузовом таких проблем нет: машина рулится совсем иначе, более “по-легковому”.

О полноприводной трансмиссии, блокировках дифференциалов и понижающей передаче можно сказать то же самое. Вы бы поехали на новом автомобиле, за который только что заплачено несколько десятков тысяч совершенно не условных единиц, в карьер или в грязь? Да? Не верю! Значит, вы такой же маньяк, как и наши эксперты. Нет, вы даже хуже, потому что те безумцы насилуют чужую технику…

Но большинство, я уверен, ответит на этот вопрос отрицательно. И правильно! Такие поездки, даже если вы не собираетесь отчаянно пробиваться к середине жуткого болотца или взбираться на самую высокую гору, практически всегда имеют последствия. Ну, бампером приложился, порог немного оцарапал, камушком по лакированной поверхности получил или веточка, на которую наехала машина, “расписалась” на боковине… Бывает.

А если “тормозов” в конструкции вашего мозга не предусмотрено и очень сильно хотелось поиграть в джип-триал, то сюда можно будет добавить еще и оторванную пластиковую защиту моторного отсека, вмятины на подножках и “кенгуринах”, деформированную “юбку” под передним бампером, а в идеале – оторванный глушитель и сожженное сцепление. Ну и, конечно же, затраты на “топливо” для тракториста, который вытащит ваш “крутой джип” обратно на дорогу…

Это вполне серьезно: я вижу дорогие внедорожники в карьере только в двух случаях – либо когда их тестирует “AБw”, либо когда их тестирует коллега из телепередачи “Автопанорама”. Но ни разу в карьере не был замечен ни один “частный” новый внедорожник: либо их владельцы тренируются ездить по бездорожью в других местах, либо, что более вероятно, их данная тема вообще не волнует. Ну а те, кто действительно любит и умеет ездить по пересеченной и перепаханной местности, поступают гораздо проще. Новая “крутая” машина стоит в гараже, а на бездорожье за нее “отрывается” “УАЗик” – он в несколько десятков раз дешевле и во столько же раз лучше в качестве “проходимца”. Он даже под водой может ездить, как показывают наши тесты…

Разум и чувства

Что бы ни говорил вам продавец в салоне и как бы он ни нахваливал внедорожные способности новой модели, относитесь к этому спокойно: все равно у вас не будет возможности проверить правдивость его слов. А вот ходовым качествам внедорожника на асфальте, равно как и его управляемости в режимах, близких к экстремальным, наоборот, стоит уделить больше внимания. Вы можете быть охотником, егерем, заядлым рыбаком или любителем “чистой” природы и регулярно выезжать в далекие от цивилизации районы, но большую часть пробега автомобиль все равно “намотает” по асфальту. По городу или по трассе…

Так что прежде чем начинать дергать рычаг “раздатки” и интересоваться дорожным просветом, проедьте на внедорожнике по городу. Постойте в пробке, покатайтесь по узким улицам, забитым припаркованными автомобилями, по центральным проспектам в “час пик”. Ну как, не “жмет”? Двигатель работает не слишком громко? А как обзорность – никого не “потеряли” из виду, когда перестраивались или разворачивались? А разгонная динамика – впечатляет? Или хочется чего-то другого? Вот на эти вопросы и нужно получить ответы.

Если есть возможность, то выбранный внедорожник неплохо было бы проверить и в более динамичных режимах – покатать его хотя бы минут десять по пустой площадке. Проверить, как быстро останавливается, насколько информативны и удобны в использовании тормоза. Изобразить “змейку”, “покачать” машину – и убедиться, что вас не пугают крены кузова или весьма специфическая управляемость автомобиля. Особенно рекомендуем сделать это тем, кто всю жизнь ездил на легковушках, а сейчас впервые решил пересесть на внедорожник. В штатных режимах особой разницы вы не почувствуете, особенно если это будет Infiniti или BMW, а вот экстремальная ситуация на дороге, заставившая вас резко “переставить” машину на другую полосу, может здорово напугать. Хотя бы просто потому, что кроссовер выше легковушки и на все движения рулем априори реагирует медленнее и при этом сильнее раскачивается. Так что обязательно пробуйте: лучше узнать все и определиться сразу, чем потом, когда уже может быть поздно. Особенно рекомендуем проверить на дороге внедорожники с рамой и зависимыми подвесками.

Вердикт

Итак, самым “драйверским” можно признать BMW X5. Независимо от мощности мотора и типа трансмиссии этот автомобиль всегда готов продемонстрировать великолепные настройки своего шасси. Чуткое рулевое управление, небольшие крены кузова, отличная динамика и типично “бээмвэшное” ощущение дорогого и качественного автомобиля – Х5 знает, чем можно привлечь.

В затылок Х5 “дышит” Infiniti FX35. Драйва в этой заокеанской штучке не меньше, чем в BMW, а внешне кроссовер на 20-дюймовых дисках выглядит даже эффектнее. Мотор – мощнее, оснащение – лучше, управляемость – наверняка не хуже… Даже и не знаю, как наши толстосумы решают эту проблему: Infiniti взять или BMW X5?

Но обратная сторона медали – распространенность “Эф-Иксов”. Это полтора года назад вслед Infiniti оборачивалась вся улица, а теперь на стоянке возле престижного ночного клуба владелец может и перепутать свою машину с другой точно такой же. Стандартный набор “черный цвет + диски R20 + тонированные стекла” уже настолько примелькался, что удивить такой машиной можно только периферию. Так что берите либо другой цвет (видел в Минске белый – смотрится изумительно), либо другую машину.

Как вариант – VW Touareg. “Понтов” гораздо меньше, равно как и “драйва” в управлении, но зато первый фольксвагеновский внедорожник демонстрирует неплохой баланс между управляемостью, комфортом и проходимостью на бездорожье. Кстати, если вы там все же окажетесь, то Touareg стопроцентно объедет и Х5, и уж тем более Infiniti.

Возможно, то же самое получится и у Mercedes-Benz М-класса. После недавнего рестайлинга автомобиль получил более совершенную противобуксовочную систему, которая “вывозит” ML даже из диагонального вывешивания. Так что на бездорожье он будет ездить где-то недалеко от Touareg.

Впрочем, там короли будут другие: сначала весь “конвой” обгонит Toyota Land Cruiser 120, а вслед за ней – и SsangYong Rexton. Обгонят, а потом еще и потешаться будут, вытаскивая “бумер” и FX из грязи. Ведь у него и блокировки нормальные, и ходы задней зависимой подвески побольше, что позволяет избежать вывешивания колес, так что “120-й” будет уверенно чувствовать себя в качестве “тягача”. А Touareg вместе с Mercedes, как нам кажется, должны сами выехать.

И рейтинг у нас получается такой… Если выбирать машину для города и поездок по трассе, то на первом месте будет BMW или Infiniti: в зависимости от того, какой стиль предпочитает покупатель. Вслед за ним – VW Touareg, рядом – Mercedes-Benz M, ну а уже Toyota и SsangYong будут на последних местах.

А вот если, наоборот, приоритетными будут способности автомобиля на бездорожье, тогда и места распределятся совершенно по-другому. Первое место – Toyota и SsangYong, недалеко от них – VW Touareg, а затем, с заметным отставанием, Mercedes и BMW. Infiniti будет на последнем месте, если вообще будет: на такой машине абсолютно нечего делать на бездорожье…

И напоследок немного о ценах. Как уже было сказано выше, в этом материале мы рассматривали бензиновые модификации с базовым оснащением. Но у каждого автомобиля свое оснащение (см. таблицу), и моторы по мощности и рабочему объему совершенно разные. Поэтому и разброс цен получился такой впечатляющий. Самый доступный – SsangYong Rexton. Бензиновая 2,3-литровая машина стоит от 19.890 евро, а топ-версия с 3,2-литровым V6 – от 22.170 евро. Следом за ним, как ни странно, роскошная Toyota Land Cruiser 120 с 4-литровым бензиновым мотором, кожаным салоном и очень хорошей комплектацией. Она стоит 39.900, но не евро, а американских долларов. Кстати, для информации: “120-й” поставляется к нам только в одной комплектации и только с одним двигателем.

VW Touareg также радует весьма демократичными ценами, отнюдь не “народными”, но вполне приемлемыми при таком оснащении. Версия с бензиновым мотором V6 стоит от 32.447 евро, а такой же автомобиль с автоматической трансмиссией – от 34.191 евро.

Mercedes-Benz ML350 стоит дороже – от 37.050 евро. Но на трехлитровый бензиновый BMW X5 нужно еще больше денег – от 37.402 евро. Ну а лидером по цене является Infiniti FX35, который предлагается почти за 50 тысяч американских долларов. Остается лишь добавить, что все цены даны без учета таможенных пошлин…

Кого из этой полноприводной шестерки можно признать лучшим? Отбросив личные пристрастия, оставив лишь холодный расчет – Toyota Land Cruiser 120. Эта машина – разумный компромисс. И в грязи, и на асфальте, и цена небольшая… Второе место мы отдаем SsangYong Rexton. Что ни говорите, а полцены Mercedes-Benz за машину, созданную на мерседесовских агрегатах, – заманчивое предложение. На третью ступеньку у нас поднимается VW Touareg. Хорош практически во всем, но дороговат, и имидж “народный”. Для внедорожника это минус. BMW X5, Infinity FX35 – явные “уклонисты” в сторону “асфальтной” езды и высоких цен. А Mercedes-Benz ML уже староват. Какой смысл покупать новую машину, если на авторынке так много двух-трехлеток, и цена на них гораздо ниже? ML 1998-1999 годов вообще стоит треть цены новой машины… Да, старикам приходится несладко. Что поделаешь – естественный отбор!

Стандартное оснащение базовых версий

Комплектация VW Touareg 3.2 Mercedes-Benz ML350 BMW X5 3.0 Toyota Land Cruiser 120 SsangYong Rexton 3.2 Infinitti FX35
Воздушные подушки безопасности фронтальные + + + + + +
Воздушные подушки безопасности боковые + + + 0 0 +
Воздушные подушки безопасности занавесочного типа + + + 0 0 +
Система стабилизации + + + + 0 +
Кондиционер/климат-контроль +/0 -/+ -/+ -/+ 0/0 -/+
Электропривод/обогрев зеркал +/+ +/+ +/+ +/+ +/+ +/+
Электропривод и обогрев сидений 0/0 0/0 0/+ +/+ 0/0 +/+
Регулировка водительского кресла по высоте + 0 + + + +
Центральный замок (с Д/У) +/+ +/+ +/+ +/+ +/0 +/+
Аудиосистема (с CD) +/+ +/0 +/+ +/+ +/0 +/+
Литые диски + + + + 0 +

Таблица технических характеристик

Характеристики BMW X5 Mercedes-Benz ML350 VW Touareg 3.2 Toyota Land Cruiser 120 SsangYong Rexton 3.2 Infinitti FX35
Тип двигателя бензиновый
Расположение цилиндров рядное V-образное VR-образное V-образное рядное V-образное
Рабочий объем, куб.см 2979 3724 3189 3956 3199 3498
Мощность, л.с. при об./мин 231/5900 234/5600 220/6400 250/5200 220/6100 280/6200
Макс. крутящий момент, Нм/при об. мин. 300/3500 346/3000 305/3200 380/3800 318/4600 366/4800
Привод полный
КПП 6-ст.авт. 5-ст.авт. 6-ст.авт. 5-ст.авт. 5-ст.авт. 5-ст.авт.
Разгон до 100 км/ч, с 8,8 8,8 9,9 9,5 9,9 6,8
Макс. скорость, км/ч 210 205 201 175 182 230
Средний расход топлива, л/100 км 14 14,2 14,8 14,1 16 12,5
Габариты, мм(длина) 4665 4640 4755 4660 4720 4805
Габариты, мм(ширина) 1870 1840 1930 1875 1870 1925
Габариты, мм(высота) 1720 1820 1725 1835 1760 1650
Колесная база, мм 2820 2820 2855 2790 2820 2850
Объем багажника, л 465/1550 635/2020 555/1570 775

Иван Пятеркин
Источник: www.abw.by

This entry was posted in Сравнительный тест and tagged , , , , , .